Дизайнеры


Philippe Starck


Philippe Starck

Филипп Старк (Philippe Starck) — единственный дизайнер, ставший по-настоящему поп-звездой планетарного масштаба: с цитатами из пропагандистских речей на футболках, грандиозными фотосессиями и портретами на предметах мебели. Многие критики современного дизайна считают Старка популистом, не столько дизайнером, сколько шоуменом, бизнесменом и талантливым промоутером. И это правда — отделить Старка-дизайнера от Старка-игрока, Старка-мистификатора и Старка-звезды невозможно, как невозможно отделить созданные им предметы от тех глубинных бессознательных ассоциаций, которые они навеивают.

Из когорты дизайнеров-архитекторов, работающих в эклектике, выделяется именно Филипп Старк, который действительно очень иронично подходит ко многим своим интерьерам и дизайнерским проектам, неожиданно смешивая стили. Дизайнер превратил свое имя в успешный и продаваемый бренд. И в то же время, вещи, выпущенные под этой торговой маркой, не позиционируются как элитные и недоступные, вызывая всегда личную, эмоциональную привязанность. Каждый, кто начинает ближе знакомиться с изобретениями и идеями Старка, испытывает странную симпатию к этой обаятельной персоне, агитирующей человечество за любовь и нежность, окруженной стайками очаровательных предметов, которые благодаря зооморфным формам хочется не столько купить, сколько иметь у себя дома.
 
Трудно сказать, остались ли на земле вещи, чью форму Старк бы не создал заново. Фантазия дизайнера брызжет неиссякаемыми идеями. В нее, как в кипящий чан, можно поместить любой предмет, чтобы получить его неожиданно обновленным, оголенным до самой архетипической идеи, или наоборот, скрытым под наслоениями смыслов.
 
За свою карьеру Старк проектировал все: зубные щетки и жилые кварталы, огромное количество стульев и факел для зимних Олимпийских игр 1992 года, механическую соковыжималку для цитрусовых (уже ставшую классическим примером во всех учебниках по современному дизайну, несмотря на неудобство процесса выжимания) и телефонный аппарат в виде крючка, телевизоры Thompson и бутылки минеральной воды Glacier, компьютерную мышь Microsoft и кухонные принадлежности Alessi, багажные сумки Louis Vuitton и интерьеры личных покоев Франсуа Миттерана…
 
При этом предметы под маркой Starck не предназначены для узкого круга эстетов — дизайнер стремится к тому, чтобы они стали частью мира, чтобы самые лучшие вещи были доступными для большого количества людей. В течение четырех лет к его шуткам и весьма деловым советам прислушивалась одна из крупнейших высокотехнологичных компаний — THOMSON. Придя туда на должность художественного директора, Филипп Старк перевернул с ног на голову всю дизайнерскую и маркетинговую политику и помог THOMSON осуществить прорыв не только на французском, но и на мировом рынке.
Старк вообще умело играет со словами, он мастер лозунгов и завлекательных текстов — так, на его передвижной выставке Vanity Case by Stark каждый экспонат сопровождается ярким комментарием автора. Возле некоторых написано, что, может быть, человеку и нет в них необходимости, но эти предметы точно не нанесут никакого вреда. А зрителю остается гадать, что это такое – глубокие философские идеи или блестящая игра слов.
 
Несмотря на одинаковый энтузиазм в отношении самых разных проектов и популистские высказывания, Старк имеет принципиальную творческую позицию: «мы не работаем в производстве оружия, для производителей крепкого алкоголя или табака, для религии, мы также не работаем для кого бы то ни было, использующего деньги из сомнительных источников, что становится все сложнее». Единственная разработка, связывающая Старка и оружие — известнейшая линейка осветительных приборов для компании FLOS — золоченые «стволы» под черными абажурами. 
Старк придумывает предметы и вещи, исходя не из функциональности, а закладывая в них свои послания миру, наполненные глубочайшей символикой. Макароны, имеющие в разрезе форму «инь-ян», пепельница в виде стального гробика, туалетная щетка, оформленная как рыцарский меч, пульт для телевизора, больше похожий на фаллоимитатор…. «Настоящий дизайн — это функционализм. То, что делаю я, скорее фрейдизм» — говорит известный провокатор нашего времени. 

Филипп Старк родился 18 января 1949 года в Париже в семье авиаконструктора Андре Старка. Его интерес к дизайну был очевиден даже в раннем возрасте, когда он, вдохновлённый работой отца, создавал визуально интересные художественные оформления. Старк провёл детство рядом с чертёжными досками, часами распиливая, разрезая, склеивая и разбирая любые предметы, которые попадались ему под руку.
 
Образование Филипп Старк получил в престижном высшем учебном заведении - парижской Эколь Ниссен де Камондо, специальность — дизайнер по интерьеру. Достаточно рано, в 18 лет, Старк проявил себя как организатор и самостоятельная личность, он основал своё первое проектное бюро, которое занималось рекламными надувными инсталляциями. Затем в течение недолгого времени Старк работал дизайнером-оформителем у Пьера Кардена, успев при этом спроектировать более 60 моделей мебели (1971). В 1977 году молодой дизайнер отправился в двухлетнее кругосветное путешествие. Вернувшись в Париж, в 1979 году он основал дизайнерскую компанию «Stark product». 
 
В 1970-е Старк занимался проектированием интерьеров парижских ночных клубов, в числе которых был знаменитый Bleue La (1976 год), и три года спустя основал Starck Product company. Будучи иконой современного стиля и воображения, Старк произвёл на свет тысячи исключительных проектов — от зубных щёток до солнцезащитных очков, и от туалетных принадлежностей до мебели.
 
Французский дизайн привлёк международное внимание в 1980-х, когда старковская смесь элегантности и минимализма нашла применение в восстановлении частных квартир во Дворце Elysée для французского Президента Франсуа Миттерана в 1982 году. Старк изготовил санузел с конической ванной, коническим унитазом и коническим биде, прославился на весь мир и перешёл из многообещающих в ведущие.
 
В 1984 Старк  разработал интерьер Café Costes.  Стул из дерева и металла, спроектированный для кафе, пользовался таким огромным успехом, что количество изготовленных копий к 1990 году превысило четыреста тысяч. В 1985 он спроектировал Café Manin в Токио, а три года спустя Старк разработал концепцию для гостиницы Royalton в Нью-Йорке. 
 
Необычайно интересно наблюдать, как скромные начала Старка постепенно получали международное признание. Он упорно смешивает традиции и культуры главных городов по всему земному шару, превращая объекты своей работы в места красоты, удовольствий и незабываемых встреч.
 
Хотя Старк не является дипломированным архитектором, он много работал над гостиницами, павильонами и домами в Европе, Азии и Штатах и снискал славу как, индустриальный дизайнер, изобретатель, знаменитость и философ. Старк полагает, что все продукты, которые он создаёт, должны быть не быстро устаревающими одноразовыми «фишками», а простыми, практичными и прочными объектами с великолепным дизайном.
 
Среди самых известных его творений — бутылки минеральной воды Glacier, кухонные принадлежности Alessi, багажные сумки для компаний Louis Vuitton и Samsonite, а также компьютерные мыши для компании Microsoft. Именно этой выдающейся способности приспосабливать свои навыки под разнообразные потребности широкого диапазона клиентов Старк обязан многочисленными призами и наградами во Франции, Италии и США, такими как титул Проектировщика Года, Гран-при за Промышленный Дизайн и Оскар за Лучший Проект.
 
Старк вкладывает душу в свою работу, и поэтому его творения находят отклик в сердцах поклонников. Большинство предметов, которые он проектировал, есть в собраниях ведущих музеев мира, таких как Бруклинский Музей в Нью-Йорке, Le Musée des Arts Décoratifs в Париже, Музей Дизайна в Лондоне и других выдающихся выставочных залах в Мюнхене, Киото, Чикаго и Барселоне.
 
Среди наиболее примечательных работ Старка — коллекция мужских и женских часов FOSSIL. В своём умении выявлять целевую аудиторию и понимать потребности потенциальных клиентов он превосходит самые смелые наши ожидания, мечты и потребности, поскольку создаёт вещи, столь же привлекательные, сколь и примечательные.
 
Теперь в расцвете своей жизни и в разгаре карьеры Филипп Старк продолжает удивлять нас новыми идеями и изобретениями. В отличие от большинства современных дизайнеров, Старк не стремится создавать провокационные и дорогие объекты. Вместо этого он придумывает практичные бытовые предметы, которые сам же помогает запускать в массовое производство. Его творения часто стилизованы, просты и органичны. Он использует необычные комбинации материалов (стекло и камень, пластмасса и алюминий, плюшевая ткань и хромированный металл и т.д.) Классика от Старка — это стильные зубные щётки 1989 года и культовая соковыжималка Juicy Salif 1990 года.
 
Часто повторяющийся мотив в дизайнерском словаре Старка — обтекаемая, удлинённая форма рога, нашедшая воплощение, например, в знаменитой модели W.W. stool, разработанный в 1990 как часть обстановки офиса для режиссёра Вима Вендерса, был запущен в производство компанией Vitra в 1992. Техника литья в песчаную форму позволяет передать текучесть материала.
 
W.W. stool больше походит на скульптуру, чем на табурет. Технически это барный табурет, у которого подставка для ног выглядит как «шип». Он выполнен из литого алюминия и отделан бледно-зелёной эмалью.
 
Старк умеет смотреть на привычные предметы под новым углом. Почему бы не сделать хрусталь чёрным? И кто сказал, что у плюшевого медвежонка должна быть одна голова? А враждебные и вредоносные автоматы могут нести свет, если использовать их в качестве подставок для ламп. Именно такую линейку осветительных приборов создал для компании FLOS знаменитый провокатор от дизайна. Так, напольные торшеры были поставлены на знаменитые M16, настольные лампы — на автомат Калашникова AK47, а для совсем маленьких ночников был выбран пистолет Beretta («Collection guns» for FLOS, 2005).
 
Живет Филипп Старк весьма аскетично в испанском местечке Formentera, с женой и несколькими друзьями, в очень маленьком доме без газа и электричества, на острове (собственном острове). Старк находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторов мобильный телефон и ноутбук, благодаря которым он осуществляет «управление через отсутствие» своим «чрезвычайно компетентным парижским офисом». На острове Старк размышляет, вылавливает из пучин мироздания свои гениальные дизайнерские идеи, выращивает экологически чистый рис и устриц, коими, якобы, и питается.


    < Нет продуктов >

Работает на основе WebAsyst Shop-Script